Когда отрасль под защитой: Система комплаенс в UzA...
В последнее время понятие Комплаенс или Комплаенс контроль стали чаще встречаться в деятельности крупных и современных компаний. Хотелось бы подробнее раскрыть эту тему и разобраться – это банальная дань моде или действительно необходимое звено в деятельности компании.
Хаёт Салижанов руководитель службы по комплаенсу АО «Узавтосаноат» поможет нам разобраться в этом вопросе:
Что такое Комплаенс?
Если обратиться к этимологии слова Compliance – в переводе с английского означает соответствие, соблюдение. В нашем контексте Compliance это система контроля и управления рисками, возникающими из-за несоблюдения законов и других нормативно-правовых актов страны, а также внутренних политик, процедур, принятых самой компанией.
В первую очередь, Комплаенс-программа, это тщательно разработанный всеобъемлющий документ на основе оценки рисков, с которыми регулярно сталкивается любая компания в своей операционной деятельности. Риски могут быть как внутренние, возникающие из бизнес-процессов, так и внешние (регуляторные).
Комплаенс компании бывает разных типов, но в настоящее время среди государственного и частного сектора широко распространены антикоррупционный, банковский и санкционный комплаенс.
Расскажите подробнее о Комплаенс программе в Узавтосаноат?
Комплаенс программа Узавтосаноат сравнительно «молодая» – была внедрена во второй половине 2018 года. Если говорить языком экспертов, в компании функционирует смесь антикоррупционного и санкционного комплаенса.
За это период уже был внедрен ряд важных и эффективных политик. К примеру, политика получения и обработки сообщений о нарушениях этических стандартов компании. В этом случае идет речь, когда компания создает эффективный и надежный механизм работы горячей линии, с помощью которого работники или третьи лица могут сообщить о предполагаемых или фактических нарушениях Кодекса поведения, политик и процедур компании.
На данный момент в Узавтосаноат действует Горячая линия по приему сообщений о нарушениях в сфере комплаенс: +99871 140-76-70 и электронный почтовый ящик compliance@uzavtosanoat.uz, куда все желающие могут обратиться за помощью, либо сообщить о неправомерных случаях в отрасли. В свою очередь, служба по комплаенсу «Узавтосаноат» обеспечит конфиденциальность сообщений.
Кроме того, налажена эффективная работа по упорядочению работы с клиентами, контрагентами и поставщиками товаров/услуг, результатом которой стала экономическая безопасность компании и снижение финансовых рисков.
В целом, комплаенс программа Узавтосаноат состоит из 10 ключевых элементов. В качестве примера могу перечислить основные:
Приверженность Руководства Компании к соблюдению Комплаенс программы (High level commitment) – топ-менеджмент компании должен подавать правильный пример остальным сотрудникам и быть ответственным за соблюдение требований комплаенс программы.
Политики и Процедуры (Policies & Procedures) – принятые компанией регламентирующие документы нацелены на обеспечение действия этических норм при ведении бизнеса, а также снижения воздействия комплаенс рисков на бизнес профиль компании.
Автономность комплаенс функции и ее обеспеченность достаточными ресурсами. В любой компании, где действует корпоративная комплаенс программа, ее эффективность зависит насколько автономна функция комплаенс, кому она подотчетна, а также какими ресурсами она обеспечена для выполнения возложенных на нее задач.
Расскажите о будущих планах Вашей службы по комплаенсу.
После успешного внедрения Комплаенс-программы в наших планах автоматизация бизнес-процессов, исключающая бюрократические барьеры, бумажную работу, что позволит повысить уровень прозрачности принимаемых бизнес решений для предотвращения коррупционных действий. На сегодняшний день в предприятиях локализации уже ведется активная работа по внедрению дополнительных систем автоматизации бизнес-процессов, которые позволят повысить уровень оптимизации производства и сократить издержки предприятий. Специалистами отрасли была разработана и внедрена в ряд предприятий система Oyna ERP, включающая в себя функции складского, финансового и прочего учета, позволяющая автоматизировать процесс поставки деталей к конвейерам предприятий. Кроме того, ведется внедрение ERP-системы SAP, которая позволит решать разноплановые производственные, маркетинговые и управленческие задачи, влияющие как на показатели работы в целом, так и по конкретным направлениям деятельности.
Подводя итог нашей беседы, хотелось бы отметить, что комплаенс – это один из инструментов ведения честного и этичного бизнеса с минимальным риском. Без преувеличения можно сказать, что Узавтосаноат – первая государственная компания в Узбекистане, которая успешно внедрила в свое корпоративное управление комплаенс программу. В свою очередь, наши специалисты готовы делиться своими знаниями и обмениваться опытом с другими заинтересованными организациями, которые решили внедрить у себя корпоративную комплаенс программу.