Официальный комментарий к обращению директора «Аса...
АО «Узавтосаноат» сообщает, что с 2018 года в Компании и ее предприятиях проводятся глобальные транcформации, направленные на модернизацию, локализацию и снижение расходов производства, а также искоренение и недопущение коррупции в данных процессах.
В рамках проведенных анализов и изучений в области локализации и развития межотраслевой кооперации, выявлены факты необоснованной передачи производственных объёмов третьим сторонам, а также ряд недобросовестных поставщиков, необоснованно завышающих стоимость продукции, заявлявших себя в качестве производителей, хотя в действительности осуществлявших посреднические функции, в том числе и тех, кто незаконно наживался путем снижения качества комплектующих.
По данным фактам были предприняты меры по прекращению таких договоров и производства этих комплектующих силами самих предприятий, входящих в структуру компании. Так, за прошедший период было налажено производство более 400 видов комплектующих, что позволило снизить себестоимость комплектующих на 23%, повысить их качество путем соблюдения требований технологических процессов и стандартов качества.
5 сентября в социальных сетях было опубликовано обращение в адрес АО «Узавтосаноат» от руководителя ООО «Асака Реал Люкс» Зокирова Самандара Равшанбековича. В данном обращении Зокиров Самандар обвинил на тот период начальника отдела локализации АО «Узавтосаноат» Ш.Алимова в невыполнении взятых на себя обязательств по закупке у «Асака Реал Люкс» комплектующих (PANEL COMP. LH/RH DLX) для автомобиля Chevrolet Damas.
Согласно обращению, написанному руководителем «Асака Реал Люкс» С. Закировым, для изучения деталей инцидента на предприятие была направлена специальная группа, сформированная АО «Узавтосаноат».
Отметим, что комплектующая «PANEL COMP. LH/RH DLX (D0288303/04)», разделяющая двигатель, коробку передач и салон автомобиля Chevrolet Damas, считается сложной с технической точки зрения деталью, производство которой осуществляется в несколько этапов: формовка и CO2 сварка металла, электростатическая окраска, покрытие звукоотражающим материалом «Silencer» по специальной технологии высокотемпературной обработки окрашенной детали, проклеивание стыков EPDM-Seal, фольгирование и установка прочих вспомогательных деталей.
Для производства данной детали, требуются прессовые станки разных тоннажей, оборудования лазерной резки, CO2 сварки, их приспособления, окрасочная линия, специальная печь для склеивания комплектующих и сборочная линия готовой продукции.
Однако, при изучении выявлено, что несмотря на заявление предприятия «Асака Реал Люкс» о полном цикле производства и поставки вышеуказанной детали, из перечисленного необходимого оборудования имелась только окрасочная линия, на которой из семи технологических процессов можно производить только покраску готовых деталей.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что предприятие в действительности в большей части оказывало посреднические функции, что в итоге могло влиять на качество и конечную стоимость детали.
Также, С. Зокиров в своем обращении указал, что 9 апреля 2021 года ООО «Асака Реал Люкс» заключило с СП АО «Уз-Тонг Хонг Компани» договор на производство и поставку вышеназванной детали, который впоследствии был приостановлен по непонятным причинам.
Однако, данный договор в действительности заключен в период проработки локализации детали, в целях проведения предварительных тестов и испытаний, что подтверждается и суммой договора в 7,4 млн. сум. Договоренностей о долгосрочном сотрудничестве и больших объёмах поставок не было.
Но и в этом случае, ввиду вышеперечисленных причин неполноты технологических процессов и отсутствия полного цикла производства на предприятии, качество продукции не соответствовало стандартам компании «General Motors Global».
Испытания показали, что деталь в тестовых комплектующих, деформирована, тверда, не полностью покрыта клеем, который отделяется в процессе установки на сиденье. Кроме того, некоторые детали установлены неправильно, а часть из фольги была приклеена поверх уплотнения. Результаты были признаны неудовлетворительными, а детали непригодными для использования в производстве автомобильный сидений, о чем «Асака Реал Люкс» был официально извещен.
Принимая во внимание вышеизложенное, следует отметить, что в ООО «Асака Реал Люкс» не налажены основные процессы производства продукта и предприятие не имеет возможности обеспечить требования к качеству, предъявляемые к продукции, что приводит к риску остановки производства автомобилей.
Следует отметить, что с июля 2021 указанная деталь производится в самом СП АО «Уз-Тонг Хонг Компани» с надлежащим качеством и ценой ниже предложенной ООО «Асака Реал Люкс» на 15%.
Также, была изучена указанная в обращении ООО «Асака Реал Люкс» потеря 60 рабочих мест, что оказалось недействительным. На данный момент в СП АО «Уз-Тонг Хонг Компани» для производства этой же детали задействовано всего 33 сотрудника.
Голословные доводы заявителя о том, что сотрудники АО «Узавтосаноат» не выполняют взятые на себя обязательства по закупке у ООО «Асака Реал Люкс» указанной детали опять же не действительны, т.к. никаких официальных соглашений, меморандумов или контрактов в части инвестирования и долгосрочного сотрудничества (считающихся основой для отношений между юридическими лицами) с ним не имеется.
Напомним, что все производители и поставщики, привлеченные к сотрудничеству на предприятиях АО «Узавтосаноат», занимаются производством и поставкой запасных частей согласно Закону Республики Узбекистан «О государственных закупках». Во избежание коррупционных рисков все поставщики, в том числе и предприятие «Асака Реал Люкс», имеют право сотрудничать с UzAuto на основе регламента государственных закупок, соблюдения необходимых требований технологических процессов и стандартов качества.